— Расписание.
По каждому из перечисленных документов разработаны и приняты на Педагогических советах Правила.
Раздел 2. «Правила ведения журналов преподавателей».
- Общие положения
- Журнал является государственным нормативно-финансовым документом, ведение которого обязательно для каждого преподавателя и концертмейстера.
- Записи в журнале ведутся в соответствии с Единой инструкцией по ведению журнала учёта работы преподавателей.
- Журнал учёта работы преподавателей рассчитан на учебный год и ведётся каждым преподавателем;
1.4. Все записи в журнале должны вестись четко, аккуратно, без исправлений, шариковой ручкой, одним цветом (черным).
1.5. Журнал учёта работы преподавателей представляется на проверку ежемесячно к 20 числу каждого месяца. Проверку и подпись журнала осуществляет заместитель директора по УВР в соответствии со своими должностными обязанностями;
1.6. Записи в журнале ведутся в соответствии с Единой инструкцией по ведению журнала учёта работы преподавателей.
1.7. В образовательном учреждении используется 2 вида классных журналов: индивидуальных и групповых занятий.
1.8. В случае болезни преподавателя преподаватель, замещающий коллегу, заполняет классный журнал обычным порядком (подпись и другие сведения делаются в журнале замещения уроков).
1.9. Категорически запрещается допускать учащихся к работе с классным журналом.
1.10. Запрещается проставлять в журнале какие-либо обозначения, кроме установленных, делать записи карандашом.
1.11. Исправления в журнале допускаются путем аккуратного зачеркивания, и рядом (или сверху) написания правильной записи.
1.12. Не допускается забеливания корректором ошибочной записи. Внизу на странице, на которой допущена ошибка или исправление, делается сноска. Например, следующего содержания : «Исправление оценки «3» на «4» у Ивановой Тани считать верным». Данную запись подписывает преподаватель, допустивший исправление, а в выпускных классах ещё и директор ОУ. Подпись директора заверяется печатью ОУ .
1.13 В журнале недопустимы заклеивания страниц и другие небрежности.
1.14 Преподаватель обязан заполнять журнал своевременно; (к концу рабочего дня все записи должны быть оформлены).
Обязанности преподавателя
2.1. Преподаватель заполняет в журнале:
— титульный лист (обложку);
— оглавление,
— списки учащихся (на всех страницах — фамилия, имя — полностью),
— фамилия, имя, отчество преподавателя на всех страницах классного журнала,
— записывать название месяцев,
— общие сведения об учащихся,
— характеристику ученика,
— выполнение репертуарного плана.
2.2. Преподаватель обязан систематически проверять и оценивать знания учащихся, а также отмечать посещаемость.
2.3. На левой странице журнала преподаватель ставит:
— дату урока,
— при сдвоенном уроке – дату записывает дважды,
— отмечает отсутствующих на уроке буквой «н»;
— выставляет оценки за устные ответы и письменные работы по теоретическим дисциплинам (в колонку за то число, когда проводилась работа); за конкретно выполненное задание на групповых занятиях или общую оценку за урок на индивидуальных занятиях.
2.4.Классные журналы по групповым предметам заполняются согласно общему правилу:
фамилия, имя – полностью, далее по группам и годам обучения. В правой стороне журнала указывается дата и содержание занятия, которое должно соответствовать учебно-тематическому плану. Количество часов по каждой теме должно соответствовать тематическому планированию и программе учебного предмета.
2.5. Запрещается выставлять оценки задним числом.
2.6. В случае проведения тематического учета знаний оценки у всех учащихся выставляются в день проведения зачета, тематической контрольной работы и других форм промежуточной аттестации учащихся
(в том числе и отсутствующих в день проведения занятия).
2.7. Между зачетами, тематическими контрольными работами (уроками) следует предусмотреть промежуточную аттестацию учащихся по изучаемой теме на основе выявления уровня образовательной подготовки учащихся путем опроса.
2.8. В клетках для выставления отметок преподавателю разрешается записать только один из следующих символов – «1», «2», «3», «4», «5», «Н», «Н/а», «Зач.»;
— в одной графе выставлять не больше 2-х оценок;
— текущие отметки следующей четверти выставляются в клетке после итоговых (четвертных) оценок. Пропуски клеток не допускаются.
— отсутствующие на уроке учащиеся отмечаются «н», по уважительным причинам – «нб», присутствующие – оценкой или « . ».
2.9. Выставление отметок со знаком «минус» и «плюс» не допускается.
2.10. Включение фамилий учащихся в списки, а также исключение из списка производится только после приказа директора Школы. В журнале преподавателем производится соответствующая запись. Например: учащийся — «принят», «отчислен» или находится в «академическом отпуске » с обозначением даты указанной в приказе директора.
2.11. Отметки за хоровой и оркестровый классы и класс ансамбля выставляются по зачётным урокам по полугодиям. Например: опрос партий .
2.12. В графе примечаний делается отметка о дополнительных уроках за отсутствие учащегося по уважительным причинам (число, оценка или «б»). 2.13. Учащемуся, отсутствующему на групповых занятиях, уроки не возмещаются.
2.14. Концертмейстер учитывает свои отработанные часы в отдельном журнале и ведет запись посещаемых уроков – «б».
2.15. Все уроки должны быть датированы числами и соответствовать учебному плану и расписанию преподавателя.
2.16. Для оформления уроков: по замене или консультативных часов, каждый преподаватель, в индивидуальном журнале, должен иметь вклеенный лист, где отмечает и ведет учет количества отданных уроков. В конце месяца преподаватель подает в учебную часть «Рапорт замены отсутствующего преподавателя или вакансии » оформленный на основе своих записей.
2.17. В конце каждой четверти и по итогам года оценки с журналов выносятся в общешкольную ведомость, аккуратно и без исправлений.
2.18. Заполненные журналы в конце учебного года сдаются директору школы и хранятся в архиве.
2.19. Классные журналы должны предъявляться в учебную часть для контроля по необходимым параметрам:
— Выполнение нагрузки преподавателем;
— Правильность и своевременность заполнения журнала (в т. ч. его «содержательной части»);
— Наполняемость оценок;
— Отслеживание посещаемости занятий учащимися.
2.20. Сроки предоставления: до 15 числа каждого месяца.
- Выставление итоговых оценок
3.1. Итоговые отметки за четверть, полугодие, год должны быть обоснованы (то есть соответствовать успеваемости в зачетный период).
3.2. Чтобы объективно аттестовать учащихся, (необходимо не менее трех отметок при двухчасовой недельной учебной нагрузке по предмету) и более 9 отметок, при учебной нагрузке более двух часов в неделю) с обязательным учетом качества знаний учащихся по письменным, творческим, практическим работам.
3.3. Итоговая оценка выставляется на основании не менее трех текущих отметок. Отметка «Н/а» (не аттестован) может быть выставлена только в случае отсутствия трех текущих отметок и пропуска учащимися более 50% учебного времени.
3.4. Следует помнить, что выставление неудовлетворительных оценок на первых уроках после длительного отсутствия (трех или более уроков), после каникул сдерживает развитие успехов учащихся в их учебно – познавательной деятельности и формирует негативное отношение к учению и учебным предметам.
3.5. Пересмотр и исправление отметок за четверть, семестр, год — не допускается.
3.6. Итоговые оценки по предметам, завершающимся сдачей экзамена, выставляются в столбец, следующий непосредственно за столбцом оценки за экзамен.
3.7. В выпускных классах исправление итоговых отметок допускается только по распоряжению директора после рассмотрения письменного объяснения учителя.
3.8. В разделе «Итоги года» — записывается список учащихся на конец учебного года, выставляются экзаменационные и годовые оценки.
3.9. По окончании учебного года преподаватель в конце журнала индивидуальных занятий в графе «Решение педагогического совета» делает соответствующую запись:
- переведен (а) в ___ (следующий класс)
• оставлен (а) на повторный год обучения - выбытие в другое общеобразовательное учреждение в течение учебного года;
- выдана академическая справка ( с указанием срока)
- выдано свидетельство об окончании.
- Осуществление контроля ведения классного журнала и его хранение
4.1. Директор школы обязан систематически осуществлять контроль правильности оформления и ведения классных журналов и систематически (не реже 1 раза в месяц) осуществлять контроль за правильностью их ведения.
4.2. В обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе входит и контроль за ежедневным хранением классных журналов в отведённом для этого в образовательном учреждении специальном месте (кабинете заместителя директора либо учительской).
4.3. Периодичность и виды контроля таковы:
- качество оформления журналов в соответствии с установленными требованиями – 4 раза в год (сентябрь, ноябрь, январь, май-июнь);
- выполнение программы – 1 раз в четверть;
- своевременность и объективность выставления отметок обучающимся – 1 раз в четверть;
- посещаемость занятий обучающимися, учет посещаемости занятий – 1 раз в месяц.
4.4. Журнал проверяется ежемесячно на предмет правильности и своевременной записи тем урока по учебным предметам, плотности и объективности опроса. В конце четверти каждый преподаватель сдает журнал на проверку в учебную часть администратору.
4.5. Страница «Замечания по ведению классного журнала» заполняется заместителем директора по учебно-воспитательной работе или директором школы с указанием цели проверки и замечаний. По итогам повторной проверки делается отметка об устранении обнаруженных ранее недочетов. Все записи подкрепляются подписью проверяющего.
4.6. В случае нарушений, допущенных при ведении классного журнала, преподавателю может быть объявлено дисциплинарное взыскание за невыполнение должностных обязанностей .
4.7. Кроме указанных выше обязательных проверок классного журнала могут быть ещё целевые проверки, а также проверки, проводимые финансовыми органами.
4.8. Предлагается делать следующие записи:
15.09. Цель: Соблюдение правил 23.09.- выполнено.
оформления журнала
Замечания: исправить до 22.09.
23.09. Повторный контроль. Соблюдение правил
Оформления журнала. Замечания исправлены.
4.8. Результаты проверки классных журналов заместителем директора школы необходимо отражать в аналитической справке либо диагностической карте, на основании которых директор школы по мере необходимости издает приказ по содержанию данной проверки.
4.10. В конце каждого учебного года журналы, проверенные и подписанные директором или заместителем директора по УР, сдаются в архив школы, где хранятся 5 лет.
4.11. После 5-летнего хранения из журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости и перевода учащихся класса. Сформированные дела хранятся н е менее 25 лет.
- Действия преподавателя при пропаже журнала
5.1. При обнаружении пропажи журнала преподаватель немедленно должен сообщить об исчезновении заместителю директора по УВР.
5.2. Преподаватель проводит расследование по факту пропажи журнала, о чем составляется соответствующий акт, собираются объяснительные от всех преподавателей, работающих в данном классе.
5.3. По истечении 10 дней со дня пропажи журнала преподаватель сообщает зам. директору по УР о своих действиях и их результатах, что фиксируется в приказе по школе.
- Порядок освещения факта утраты (полной или частичной) документации
6.1. В случае частичной порчи журнала составляется акт обследования степени утраты конкретных сведений в документе и выносится решение по данному факту.
6.2. В случае невосполнимости сведений найденного журнала комиссия составляет соответствующий акт списания данного журнала и принимает решение о перенесении сохранившихся сведений в новый журнал установленного образца, утраченные сведения восстанавливаются по практическим, контрольным работам и другим имеющимся документам.
6.3. В случае полной утраты журнала отметки подлежат восстановлению по имеющимся в распоряжении учителей документам.
Раздел 3. «Инструкция по составлению учебного плана».
- Преподавателем групповых дисциплин составляется: Календарный план на весь учебный год, по семестрам и Поурочный планы по предметам:
- Сольфеджио;
- Музыкальная литература;
- Слушание музыки;
Календарный план по музыкальным предметам составляется из расчетов часов, указанных в Учебных планах и в соответствии с Программами Государственного стандарта, а также по годам обучения и четвертям.
Однако, положенный к прохождению материала может выстраиваться преподавателем самостоятельно с учетом возраста и других особенностей группы учащихся.
Главное, чтобы содержание курса обучения было осуществлено в полном объеме. Внутреннее ранжирование (распределение) материала – дело преподавателя.
Содержание урока должно быть отражено в Поурочном плане, приближено к традиционному по видам работ. Тем более, что на групповых занятиях предметов музыкального цикла положено проводить Контрольные уроки в каждой четверти и переводные зачеты в конце года.
Количество часов в учебно – тематическом (Поурочном) плане должно соответствовать Календарному и Учебному планам.
- Преподавателем групповых дисциплин по предметам:
- Хоровое пение;
- Оркестр;
- Ансамбль;
- Хореография;
составляется Репертуарный план и план учебно-воспитательной работы.
Преподаватель обязан предоставлять на утверждение Заместителю Директора Репертуарный план, с указанием количества и названий произведений.
Репертуарный план составляется на весь год по возрастным группам или по классам.
Требования к Репертуарным планам:
— Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям групп;
— Высокая художественно – эстетическая ценность репертуара;
— Разнообразие по жанрам и стилям;
— Достаточное количество разучиваемого музыкального материала.
- Преподаватель специального инструмента и вокала составляет индивидуальный план работы на каждого ученика и план учебно-воспитательной работы
- План составляется преподавателем 2 раза в год – на I полугодие до 15 сентября, на II полугодие до 20 января;
- План сдаётся на проверку заведующему отделом, дорабатываются и заверяются заместителем директора по УВР (подпись заведующего отделом обязательна);
- Преподаватель хореографии сдаёт Учебно – тематический план, который должен:.
— Соответствовать учебному плану по часам;
— Соответствовать Государственному по тематика;
— Содержание занятий должно быть распланировано преподавателем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся в группе, с учетом года обучения и предыдущих результатов.
— Учебно – тематический план должен быть лаконичен, без расписывания поурочного содержания. В нем должно быть указано количество специальных упражнений (экзерсисов) и количество танцевальных композиций (даже без названий, т. к. названия танцев могут меняться из года в год по мере роста репертуарного багажа самого преподавателя). Сами названия экзерсисов и танцев должны фигурировать лишь в Программе по предмету.
— В Учебно – тематический план можно включать раздел «Подготовка к концертному выступлению» и отводить для этого необходимое количество часов.
Раздел 4. «Инструкция по ведению Индивидуальных планов».
Индивидуальный план — это документом, который отражает учебный процесс ученика по основному инструменту в течение всех лет обучения в школе. На первую страницу индивидуального плана вносятся сведения об учащемся, итоги приёмных прослушиваний. В конце каждого полугодия преподаватель намечает репертуар в зависимости от индивидуальных способностей учащегося и требованиям образовательной программы.
Индивидуальный план учащегося:
- является основным документом успеваемости и развития учащегося;
- индивидуальный план составляется преподавателем 2 раза в год – на I полугодие до 15 сентября, на II полугодие до 20 января;
- индивидуальный план учащегося сдаётся на проверку заведующему отделом, дорабатывается и заверяется заместителем директора по УВР (подпись заведующего отделом обязательна);
— записи в индивидуальном плане ведётся в соответствии с Единой инструкцией по оформлению индивидуальных планов обучающихся ДМШ.
— индивидуальный план составляется по единая форма ;
— Количество дидактического материала должно быть не меньше рекомендованного минимума программных требований Государственных программных стандартов.
— Уровень сложности должен быть приближен к программным требованиям, но определяться преподавателем соответственно возрастным и другим особенностям и способностям учащихся.
— Репертуарный план должен составляться от инструктивного материала (с указанием гамм, упражнений, этюдов) к художественному. В начале этого списка указывается Имя и Фамилия композитора, затем – название пьесы. Репертуарный список лучше располагать по возрастающей трудности и примерным срокам прохождения (разучивания) дидактического материала. При проставлении даты начала и окончания работы над произведением указывать: число, месяц.
— Индивидуальный план может дополняться, если учащийся успешно осваивает программу.
— Индивидуальный план утверждается Заведующим отделением, затем Заместителем Директора по учебной части (Завучем).
— В индивидуальных планах должна содержаться характеристика учащегося по годам обучения. Она пишется преподавателем по окончании учебного года и может быть зачитана им на переводном зачете при проведении итогов последнего выступления учащегося. Характеристика учащегося учитывается при определении оценки выступления.
— Преподаватель также должен позаботиться о том, чтобы в табеле учащегося были проставлены все его оценки по предметам (это можно сделать в конце учебного года при выставлении своих оценок в общешкольную ведомость) (если есть табель в форме).
— В индивидуальный план записывается также программа выступлений учащегося в I и II полугодиях, выставляются оценки, которые заверяются преподавателями отделения и Заведующими отделениями.
— По окончании учебного года в Индивидуальных планах должна быть сделана запись о переводе учащегося в следующий класс и указана дата Педагогического совета, принявшего это решение. Эта запись делается Завучем и заверяется печатью школы.
— Индивидуальный план – это документ, который может быть выдан учащимся или их родителям вместе с Академической справкой в случае перевода учащихся в другое учреждение или переезд на новое место жительства.
Раздел 5. «Ведение дневников учащихся»
- Дневник учащегося музыкальной школы является его основным документом, отражающим посещаемость занятий, успеваемость по предметам, отметки промежуточной и итоговой аттестации.
- В дневник заносится репертуарный план по полугодиям, расписание уроков, домашнее задание по предметам.
- Преподаватель по специальности проверяют наличие подписей преподавателей по музыкально — теоретическим предметам, подписей родителей в конце учебной недели.
- Для оценки результатов учащихся в ДМШ принята и утверждена 5-ти бальная система с символами: 1,2,3,4,5. Преподаватель, учитывая творческий процесс работы, имеет право рядом с оценкой выставлять «+» и «-».
Раздел 6. «Академическая справка»
Академическая справка выдаётся ученику в случае выбытия из школы, по заявлению родителя, вместе с личным делом.
Раздел 7. «Перечень документов заведующего отделом»
Протоколы заседаний отдела.
- Книга академических концертов, технических зачётов.
- План учебно-воспитательной работы на год (по форме):
- обсуждается на отделе в июне;
- намечается план учебно-воспитательной работы каждого преподавателя;
- план сдаётся преподавателем заведующему отделом не позднее 15 сентября;
- заведующий отделом сдаёт план работы отдела и планы учебно-воспитательной работы преподавателей заместителю директора по УВР не позднее 1 октября.
- Отчёты по четвертям.
- Годовой отчёт представляется на июньском педагогическом совете (по форме).
Раздел 8. «Перечень документов заместителя директора
по учебно-воспитательной работе»
Основной перечень документов заместителя директора по УВР определяется в соответствии с методическими рекомендациями по работе с документами (письмо Минобразования РФ от 20.12.2000г. за № 03-51/64).
Раздел 9. «Порядок поступления программно-методических комплексов (документов) преподавателей»
Преподаватель представляет документ заведующему секцией для ознакомления и консультации.
- После ознакомления заведующий секцией возвращает документ на доработку.
- Преподаватель дорабатывает документ и выносит на методическую секцию или мероприятие. Документ представляется в компьютерном варианте.
- Заведующий отделом сдаёт документ заместителю директора по УВР для последующего определения в информационно-методический кабинет.
- Документ фиксируется в книге Протоколов отдела.
- Документ вносится в картотеку.
Например:
1.Программно-методический комплекс преподавателя:
— преподаватели, работающие по авторской или адаптированной программам, имеют в наличии оформленный текстовой документ утверждённый руководителем СДМХШ.
- преподаватели, работающие по типовым программам, имеют в наличии информационный источник, ксерокопию информационного источника или оформленный текстовой документ;
- коррекция адаптированной или авторской программы осуществляется преподавателем самостоятельно, текст документа согласовывается с администрацией СДМХШ;
- разработка и оформление образовательной программы проводится в соответствии с требованиями, указанными в Учебных планах и в соответствии с Программами Государственного стандарта.
План учебно-воспитательной работы преподавателя:
преподаватель может осуществлять свою деятельность на основании плана учебно-воспитательной работы на год, который оформляется ежегодно, и, представляется преподавателем на рассмотрение и утверждение заместителя директора по УВР до 15 сентября.
- Отчёт преподавателя о проделанной работе по четвертям и за учебный год:
- отчёт за четверть представляется преподавателем по окончанию учебной четверти заместителю директора по УВР;
- отчёт за год представляется преподавателем по окончании года, не позднее 5 июня;
- отчёты должны охватывать все стороны деятельности преподавателя.
Раздел 10.«Контроль ведения и оформления документов»
Контролю подлежат все документы.
- Контроль за ведением и оформлением документов возлагается на указанные лица в соответствии с их должностными обязанностями, номенклатурой дел в ДМШ.
- Общий контроль по работе с документами возлагается на руководителя ДМШ.
Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения директором